Региональная инновационная площадка " Финансовая грамотность"

Исследование будет организовано в три этапа на обучающихся 6-х классов на базе МАОУ гимназия № 1 им. А. С. Пушкина г. Южно-Сахалинска
Этапы реализации РИП:
Финансовая грамотность

Статья 20 Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями.

(Извлечение. Цитируется:  "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ)


1 этап - подготовительный (август - сентябрь 2018 г.):

    • создание творческой группы по разработке программы РИП
    • подготовка нормативных актов;
    • разработка и проведение мониторинга выявления готовности педагогического коллектива к участию в инновационной деятельности;
    • изучение научно - методической литературы и передового практического опыта по теме.

Цель РИП: выход образовательного процесса в гимназии на практико-ориентированный уровень, организация личностно-ориентированной работы со школьниками.

Задачи   РИП:

1. изучить теоретические основы формирования у обучающихся специальных компетенций в области управления финансами;

2. разработать и внедрить экспериментальную программу, способствующую формированию у обучающихся специальных компетенций в области управления финансами, в учебно-воспитательный процесс МАОУ Гимназия № 1 им А.С. Пушкина г. Южно-Сахалинска;

3. обосновать эффективность введения экспериментальной программы в учебно-воспитательный процесс учащихся МАОУ Гимназия № 1 им А.С. Пушкина г. Южно-Сахалинска;

4. внедрить в образовательный процесс МАОУ Гимназии №1 им А.С. Пушкина курс "Финансовая грамотность" с целью повышения навыков обучающихся работы с финансами с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации.

Мероприятие Цели Задачи Содержание Сроки исполнения/ ответственные
Подготовительный этап Подготовить нормативную базу для реализации РИП, повысить профессиональный уровень педагогов по проблеме. 1. Подготовка нормативной базы деятельности РИП.
2. Выделение специальных компетенций, формируемых в рамках изучения курса.
3.Изучение теоретических аспектов проблемы в педагогике. Изучение технологии, метода или новых приемов обучения
4. Разработка диагностического инструментария и мониторингов.
1.Создание инициативной группы по разработке РИП.
2.Подготовка нормативных актов.
3.Разработка и проведение мониторинга выявления готовности пед.коллектива к участию в инновационной деятельности.
4. Изучение научно-методической литературы и передового практического опыта по теме.
Август -сентябрь 2018 г. Тишевский А.А., и.о. зам. директора.
Самарина И.В., учитель истории и обществознания.
Бурыкина Н.Б., учитель истории и обществознания, кандидат философских наук.
Основной этап. Реализация программы курса через систему практикумов и тренингов в рамках внеурочной деятельности. 1. Внедрение технологии в процесс обучения в преподавании отдельных предметов. 1. Проведение диагностических и мониторинговых работ для оценки результативности использования технологии.
2. Проектирование внеурочных занятий, направленных на формирование данных компетенций.
3. Создание банка образовательных тренингов и практикумов.
4. Обмен опытом, проведение семинаров с целью углубления понимания работы по проблеме.
Октябрь 2018 - май 2019
Сентябрь 2018 г.
Тишевский А.А., и.о. зам. директора.
Самарина И.В., учитель истории и обществознания.
Заключительный этап. Анализ деятельности площадки, обобщение и оформление результатов инновационного опыта. 1.Подведение итогов, определение изменений на следующий учебный год; соотнесение результатов с поставленными задачами. Отчет на Методическом совете гимназии по деятельности РИП. Представление опыта на конференциях и т.д. май - июнь 2020 – заключительный
Сентябрь 2018 г.
Тишевский А.А., и.о. зам. директора.
Самарина И.В., учитель истории и обществознания.

 

2 этап - основной 

(октябрь 2018 - май 2019 г.):

  • реализация программы курса через систему практикумов и тренингов в рамках внеурочной деятельности.
  • проведение диагностических и мониторинговых работ для оценки результативности использования технологии;
  • проектирование внеурочных занятий, направленных на формирование данных компетенций;
  • создание банка образовательных тренингов и практикумов;
  • обмен опытом, проведение семинаров с целью углубления понимания работы по проблеме.
Методическая разработка урока с элементами ролевой игры
«Из чего складывается доход семьи?»

6 класс
ВВЕДЕНИЕ
Семейный бюджет нужен прежде всего для того, чтобы понять ОТКУДА ПРИХОДЯТ И КУДА УХОДЯТ ВАШИ ДЕНЬГИ. Только разобравшись с движением денег в семье, вы сможете их контролировать и начать управлять ими. Основная задача при составлении бюджета - правильно распределить будущие доходы на необходимые статьи расходов, чтобы в конечном итоге расходы не превышали доходы (чтобы бюджет был сбалансированным) и нам хватило денег на жизнь. Для этого необходимо правильно определить основные статьи доходов и расходов в семье. Доход семьи складывается из денежных средств, которые супруги получают в виде заработной платы, из выплат детских пособий, алиментов, пенсий, от сдачи в аренду жилого помещения, от начисления процентов по банковским вкладам и прочие денежные поступления.
Так же в доход семьи входит материальная помощь от родственников, например: родители ежемесячно дают определенную сумму денег молодой семье или дети помогают престарелым родителям.
Методическая разработка урока с элементами ролевой игры на тему: «Из чего складывается доход семьи?» отражает реализацию образовательной программы по финансовой грамотности. Она предназначена для учащихся 6 классов общеобразовательных школ.
Основная цель методической разработки заключается в построении модели учебного занятия. Форма проведения – занятие с элементами ролевой игры, основной дидактической целью которой является реализация усвоенных понятий в интеллектуальной или практической деятельности учащихся. Такая форма проведения занятий расширяет кругозор и формирует рациональное логическое мышление учащихся. Тема весьма интересна и важна для рассмотрения. Актуальность темы заключена в том, что рассматриваемые понятия (доход; источники и виды дохода) - есть часть бюджета любой семьи, призванная обеспечивать ее благополучие. Практической значимостью данной темы является то, что ее можно использовать на уроках по окружающему миру, по финансовой грамотности, на классных часах, во внеурочной деятельности. В результате у учащихся формируются умения грамотного планирования бюджета. В ходе занятия будут применяться следующие виды методик: элементы ролевой игры, «снежный ком», «вопрос-ответ», разгадывание кроссворда, «мозговой штурм»; предполагаются разнообразные формы работы, такие, как работа с терминами, работа с ситуациями, творческое выступление. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Общая характеристика занятий
Занятие по теме «Из чего складывается доход семьи?» является 1 уроком в теме 5 «Откуда в семье деньги» курса «Финансовая грамотностьВид деятельности учащихся: урочная деятельность с элементами ролевой игры. Количество занятий по теме / порядковый номер в теме: 2/ 1 Тип занятия: урок изучения нового материала. Оборудование и характеристика образовательной среды: кабинет, оснащенный ПК, проектором, интерактивной доской, раздаточный материал. Учебно-методическое обеспечение: 1. Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»). 2. Федин, C. Н. Ф32 Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях./ С. Н. Федин. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 112 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»). для учителя: 1. Корлюгова, Ю. Н. К66 Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению») Контрольно-измерительные материалы: 1. Корлюгова, Ю. Н. К66 Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 8 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»). Интернет-источники: 1.www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ 2.www.gov.ru – сайт Правительства РФ 3.www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ 4. https://минобрнауки.рф/ - сайт Министерства образования РФ 2. Педагогическая характеристика занятия Цель занятия: Научиться определять источники доходов семьи. Усвоение (применение, и т.п.) понятий по теме: «семья», «доход», дополнительный доход», «пенсия», «пособие», «заработная плата», «стипендия». Планируемые результаты: Личностные результаты: • осознание себя как члена семьи; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; • развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. Метапредметные результаты: познавательные: • использование различных способов обработки, анализа и представления информации; • овладение логическими действиями обобщения, классификации, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; регулятивные: • понимание цели своих действий; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные: • составление ответов в устной форме; • умение слушать собеседника и вести диалог; • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Предметные результаты: • научиться объяснять из чего складывается семейный бюджет; • научиться различать виды денежных поступлений; • научиться понимать происхождения доходов, понимание того, что деньги зарабатываются трудом. Описание учебного процесса Этапы и типы задания для учащихся Этапы Продолжительность Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся 0.Подготовительный Учащиеся делятся на 6 групп, распределяют роли, придумывают название. 1.Организационный 1 минуты Организация рабочего места и настрой на учебную деятельность. 2.Самоопределение к деятельности 7 минут Представление своей группы. Работа с ребус «Семья». Получение монет за успешное прохождение этапа 3.Работа по теме 10 минут Работа с карточками, задание на соотнесение источника дохода с членами семьи. Получение монет за успешное прохождение этапа 4.Физкультминутка 1 минуты Выполнение упражнений на различные группы мышц. 5.Закрепление 15 минут Демонстрация приобретённых знаний, заполнение кластера «Основные и дополнительные источники дохода семьи». Получение монет за успешное прохождение этапа 6.Итоги 6 минуты Выявление уровня семейного дохода путем подсчета полученных в ходе игры монет 7. Рефлексия 4 минуты Ученики отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку. 8.Домашнее задание 1 минута Кроссворд: «Приход и расход».   Ожидаемые результаты и методы оценки их достижения учащимися Этапы Ожидаемые результаты Типы заданий контрольно-измерительных процедур 0. Подготовительный 1. Организационный 2. Самоопределение к деятельности знакомство с понятием «семья» Ребус «Семья» устный опрос «Семья» 3. Работа по теме знакомство с понятием «доход» Выявление знаний учащихся средством методики «Логическое лото» на соотнесение источника дохода с членами семьи. 4. Физкультминутка отдых и настрой на работу 5. Закрепление формирование знаний по источникам дохода • Выявление знаний учащихся средством методики «Доскажи словечко»; • Заполнение кластер «Основные и дополнительные источники дохода семьи» 6. Итоги закрепление знаний о различных видах дохода семьи 7. Рефлексия определение уровня самооценки 8. Домашнее задание закрепление знаний по изученной теме   3. Методическая характеристика занятия Описание методик, рекомендуемых к использованию на уроке:  технология развития критического мышления;  игровая технология (элементы ролевой игры);  технология учебного сотрудничества при работе детей в группах. Вопросы для педагогической рефлексии: • Какие виды доходов может получить семья? • Какие источники доходов относятся к основным? • Какие источники доходов семьи можно отнести к дополнительным? ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проект урочного занятия с элементами ролевой игры предназначен для учащихся 6 класса и должен помочь учащимся закрепить ранее полученные знания, способствовать усвоению понятийного аппарата, а также научиться работать в команде, выработать необходимые практические навыки и умения, практическое закрепление знаний о различных видах дохода семьи Урок проходит с элементами ролевой игры, участвуют 6 команды по 4 человек. Мероприятие содержит ряд заданий творческого, практического, познавательного характера, которые должны решить учащиеся. Уроку предшествует предварительная подготовка: распределение по командам, определение совей социальной роли в команде, придумать название команды – семьи. В качестве эксперта и ведущего на уроке выступает классный руководитель. Проект данного урока с элементами ролевой игры является универсальным и. при определённой корректировке, может быть использован учителем как в урочной (урок окружающего мира или финансовой грамотности), так и внеклассной деятельности. Реализация данного урока позволит максимальному количеству обучающихся осознать необходимость знаний в области финансов в современных экономических условиях; получить конкретные знания по различным видам дохода семьи В ходе урока ребенок начинает понимать, из каких, составляющих состоит доход, и как правильно его планировать и увеличивать. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. План-конспект занятия Приложение 2. Презентация к занятию Приложение 3. Раздаточный материал • Ребус «Семья» • Таблички с названиями членов семьи • Кластер «Основные и дополнительные источники дохода семьи» • Правила работы в группе • Источники дополнительных доходов • Монеты для подсчета дохода «семьи» • Листы для рефлексии






ВВЕДЕНИЕ
Методическая разработка внеурочного занятия «Как делать сбережения»»
6 класс
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня школьники знают, что в мире идет экономический кризис. Закрываются предприятия, людей увольняют или отправляют в неоплачиваемые отпуска, сокращаются зарплаты. Родители не всегда могут найти другую работу с более высокой заработной платой. А значит актуальным становиться вопрос об накоплении денежных средств. Наши родители сокращают свои расходы. Какой же вклад в экономию семейного бюджета могут внести дети? Мы считаем, что у детей есть возможность научиться делать сбережения и приумножать их разными способами, чем помогут родителям в деле сохранения средств семейного бюджета.
Методическая разработка внеурочного занятия с имитацией деловой игры на тему: «Как делать сбережения» отражает реализацию образовательной программы по финансовой грамотности. Она предназначена для учащихся 6классов общеобразовательных школ.
Основная цель методической разработки заключается в построении модели внеурочного занятия. Форма проведения – занятие с имитацией деловой игры, основной дидактической целью которой является реализация усвоенных понятий в интеллектуальной или практической деятельности учащихся. Такая форма проведения занятий расширяет кругозор и формирует рациональное логическое мышление учащихся.
Тема весьма интересна и важна для рассмотрения.
Актуальность темы заключена в том, что рассматриваемые понятия (сбережения, формы сбережения, банковский вклад, акция) - есть часть бюджета любой семьи, призванная обезопасить ее будущее от кризисных ситуаций.
Практической значимостью данной темы является то, что ее можно использовать в рамках внеурочной деятельности по финансовой грамотности, на классных часах. В результате у учащихся формируются умения грамотного обращения со сбережениями.
В ходе занятия будут применяться следующие виды методик: повторение и обобщение знаний, работа со справочной литературой, анализ и сравнение, постановка проблемного вопроса, имитация деловой игры, обобщение и обсуждение, бланк настроения.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Общая характеристика занятий Характеристика условий реализации проекта: • Объект : Место: г. Южно-Сахалинск МАОУ Гимназия№1 им А.С. Пушкина • Учащиеся: класс 6 • Название факультатива «Финансовая грамотность» • Место занятия в логике реализации факультатива: 1 год обучения, раздел «Семейный бюджет», тема 4, занятие 7. • Вид деятельности учащихся: внеурочная деятельность • Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 2 / 1 • Тип занятия: комбинированное занятие • Оборудование и/ или характеристика образовательной среды: ИКТ, карточки, видеозапись, бланки для памяток. • Учебно-методическое обеспечение: Учебник и/ или учебное пособие для учащихся: Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 класс общеобразоват. орг. / Г. Д. Гловели. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014 • Методические материалы для учителя: Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Современный экономический словарь Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. – М.:ИНФРА-М, 1999 Интернет-источники: 1.www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ 2. https://минобрнауки.рф/ - сайт Министерства образования РФ 2. Педагогическая характеристика занятия Цель занятия: формирование у обучающихся представления о сбережениях. Задачи: • повторить и обобщить знания о семейном бюджете; • раскрыть понятие «сбережение»; • обучить использованию различных форм сбережения средств; Предметные образовательные результаты • обучающиеся должны знать понятие «сбережение»; • обучающиеся должны различать формы сбережений; • обучающиеся должны научиться создавать сбережения. Метапредметные: • Уметь вести диалог • Обосновывать свою точку зрения • Своевременно принимать решения • Проявлять познавательную инициативу. О|писание учебного процесса Этапы и типы задания для учащихся Этапы Продолжительность Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся 1. Организационно-мотивационный этап 5 мин. Орг. момент. Учащиеся занимают места согласно распределению по группам. Мотивационный момент. Просмотр и обсуждение видеоролика. Предлагают свои варианты темы занятия. Решение ребуса и формулировка цели. 2. Основной этап мероприятия 30 мин. Работа с понятием «Сбережение», работа с карточками в группах. Имитация деловой игры приложение , анализ и результаты. 3. Подведение итогов 3 мин. Учащиеся подводят итоги всего занятия, разрабатывают список советов для увеличения и сохранения бюджета для героя. 4. Рефлексия 2 мин. Заполнение учащимися «Бланка настроения» Ожидаемые результаты и методы оценки их достижения учащимися Этапы Ожидаемые результаты Типы заданий контрольно-измерительных процедур 1. Организационно-мотивационный этап Анализ ситуации Формулирование темы занятия 2. Основной этап Повторение и обобщение знаний Работа со справочной литературой Анализ и сравнение Постановка проблемного вопроса Имитация деловой игры Анализ Актуализация знаний Определение понятия «Сбережения» Подбор синонимов Формулирование проблемы занятия Представление разных форм сбережения 3. Подведение итогов Обобщение и обсуждение Разработка памятки о сбережениях 4. Рефлексия Бланк настроения Заполнение бланков. Методическая характеристика занятия Описание методик, рекомендуемых к использованию на занятии: • Повторение и обобщение знаний • Работа со справочной литературой • Анализ и сравнение • Постановка проблемного вопроса • Имитация деловой игры • Обобщение и обсуждение • Бланк настроения Методика оценки педагогической эффективности занятия • Вопросы для педагогической рефлексии; • Бланк настроения; • Критерии оценки эффективности занятия; • Разработка памятки о сбережениях «Советы для Буратино»; ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проект внеурочного занятия с имитацией деловой игры предназначен для учащихся 6 класса и должен помочь учащимся закрепить ранее полученные знания, способствовать усвоению понятийного аппарата, а также научиться работать в команде, выработать необходимые практические навыки и умения, практическое закрепление знаний о сбережениях и их формах. Во внеурочном занятии с имитацией деловой игры участвуют 7 команд по 4 человека. Мероприятие содержит ряд заданий творческого, практического, познавательного характера, которые должны решить учащиеся. Занятию предшествует обширная тема «Семейный бюджет»: знакомство с понятиями бюджет, расходы, доходы, распределение по командам (моделям семей). В качестве экспертов на занятии выступают сами учащиеся, они проводят анализ своей деятельности и подводят итоги. Проект внеурочного занятия с имитацией деловой игры является универсальным и при определённой корректировке может быть использован учителем в урочной (урок окружающего мира или финансовой грамотности). Реализация данного занятия позволит максимальному количеству обучающихся осознать необходимость повышения финансовой грамотности в современных экономических условиях; получить конкретные знания по различным видам дохода семьи. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. План-конспект занятия Приложение 2. Презентация к занятию Приложение 3. Раздаточный материал • Карточки со словами • Таблицы для игры • Образцы купюр для игры • Памятка «Советы для Буратино» • Бланк настроения






Неделя финансовой грамотности. Онлайн уроки.

Конкурс сценариев Финансовые истории

3 этап - заключительный 

(май 2019 - июнь 2020):

  • подведение итогов, определение изменений на следующий учебный год;
  • соотнесение результатов с поставленными задачами;
  • отчет на методическом совете гимназии по деятельности РИП;
  • представление опыта на конференциях;
  • обобщение и оформление результатов инновационного опыта.